Из какого дерева строили корабли на руси. Из какого дерева делали мачты кораблей

Которая относится к рангоуту. Её прямая функция - служить основанием для крепления стеньг, реев (составных частей рангоута), а также для поддержки парусов. Что можно еще рассказать о мачтах корабля? Много полезной и интересной информации вы узнаете в процессе прочтения статьи.

Высота мачт корабля, их количество

В зависимости от предназначения корабля мачты бывают различной высоты. Некоторые достигают 60 м при толщине основания 1 м.

А сколько мачт у корабля? Их количество напрямую зависит от величины судна. Длина фок-мачты и бизань-мачты напрямую зависит от того, какая высота у грот-мачты. Так, первая составляет 8\9 её частей, а вторая 6\7. Данные пропорции не являются принципиальными для всех судов. Они зависели от пожеланий конструкторов и строителей.

Когда-то расчёт грот-мачты производился следующим образом. Нужно было сложить длину нижней палубы и ее наибольшую ширину, разделить полученную сумму на два. Данная цифра и есть длина мачты корабля.

В самом начале развития судоходства и кораблестроения в состав входила лишь одна мачта и один парус. Со временем развитие дошло до того, что их на кораблях устанавливают до семи штук.

Самое распространённое явление - это снабжение корабля тремя прямыми и одной наклонной мачтой.

Название мачт парусного корабля

Расположение мачты на корабле определяет её название. Например, если рассматривать трёхмачтовое судно, становится ясным, что стоящая первой от носа мачта носит название «фок-мачта».

Следующая за ней грот-мачта является самой большой. И самая маленькая носит название «бизань-мачта». Если их всего две, то грот-мачтой считается та, что находится ближе к корме.

Расположенная в наклонном положении мачта на носу корабля называется «бушприт». На старинных кораблях угол наклона составлял 36⁰, сейчас это 20⁰. Его основное предназначение обеспечить наибольшую поворотливость судна. Это достигается за счёт того, что вперёд вынесены специальные треугольные паруса.

Если на судне имеется больше трёх мачт, то все, следующие за фок-мачтой, будут именоваться 1-й грот, 2-й грот и т. д.

Состав и материалы выполнения сооружений

Чаще всего мачты корабля (фото некоторых их видов вы имеете возможность увидеть в статье) делаются из составных частей, которые продолжают друг друга. Её основание называется мачта, а составляющие её продолжение - стеньгами. Верхняя часть мачты имеет название «топ».

Маленькое судно снабжается мачтой из одного дерева (однодеревки), а суда большего размера оснащаются составными из трёх частей. Их при необходимости можно разобрать.

Материал для их изготовления - дерево или металл. Из металла (сталь или лёгкий металл) делают трубы, которые впоследствии становятся мачтой на судне.

Из какого дерева делают мачты кораблей? Это:

  • Лиственница.
  • Пихта.
  • Пиния.
  • Смолистая сосна и т. д.

Деревья должны быть лёгкие и смолистые.

Различные классификации мачт

Ранее различали мачты по расположению на судне:

  • Носовая.
  • Средняя.
  • Задняя.

Цель применения мачты лежит в основе её подразделения на:

  • Сигнальную. Это специальная мачта для подъёма сигнальных обозначений, флагов, огней или для установки антенн.
  • Грузовую. Она снабжена специальным механизмом крепления грузовой стрелы. Но при необходимости может выполнять те же функции, что и сигнальная мачта.
  • Специальную.Это мачты, выполненные для какого-либо специфического предназначения.

По конструкции мачты корабля делят на:

  • Одинарные. Водонепроницаемая мачта, применяется для установки на малых судах, а также парусных и вспомогательных кораблях. Они бывают двух видов, цельные и составные.
  • Треногие. В её составе 3 стальные трубы.
  • Четырехногие. Мачта обшита стальными листами по каркасу.
  • Башенноподобные. Построенные площадки располагаются по ярусам. Предназначены они для наблюдения и размещения постов.

Расположение мачты на корабле и наклон

Распространение судоходства даёт для строителей немалую порцию пищи для ума. Важно правильно расположить мачты на судне. Это необходимо для того, чтобы корабль был легкоуправляемым. Постепенное развитие обусловило появление определённых правил.

Центр нижних концов мачт определяется очень строго. Замер начинается по нижней палубе, первая мачта устанавливается на 1\9 её длины, вторая - на 5\9, третья - на 17\20. Данные измерения не выполняются при строительстве торговых судов. Французские суда фок-мачту располагали на 1\10 часть корабля, расчёт вели, начиная от носовой части.

Наклон мачты также был различным, некоторые корабли прекрасно плавали с мачтами, наклонёнными вперёд, другие назад. Короткие, но широкие судна строили с мачтами, находящимися ближе к середине, сильно наклонёнными назад. А на длинные, напротив, устанавливали вертикальные сооружения, так как считалось, что во время плавания при значительном сопротивлении ветру мачта могла сломаться.

Для чего мачты необходимы на судне

Сегодня на мачтах устанавливают:

  • Антенны.
  • Судовые огни.
  • Сигналы.
  • Связь.
  • Флаги.
  • Необходимые крепления (если

Но несмотря на это, самое важное предназначение мачт - обеспечивать поддержку для парусов корабля. Все остальное - сопутствующие элементы.

Крепление мачт на судах

Каким образом происходит крепление мачт на суднах? Одиночные мачты для закрепления пропускают в отверстие на верхней палубе и шпор (низ мачты) приваривают к настилу или второму дну. Трос, который соединяет мачту с бортом, называется вант. Передняя часть мачты поддерживается при помощи штагов, а со стороны кормы бакштагами. Бушприт крепится при помощи специальных ватер-вулингов, сделанных из прочных тросов. Сейчас тросы заменяют на цепи.

Мачту корабля крепят на палубе или пропускают через неё и крепят к килю. В основном сейчас её закрепляют на специальных укреплениях крыш кают на палубе. У данного способа крепления есть положительные стороны:

  1. Пространство внутри каюты свободно, это не затрудняет движения.
  2. В случае аварии мачта, которая закреплена на палубе, не разорвёт покрытие каюты, а просто упадёт за борт.
  3. Крепление на палубе даёт ещё один плюс - при демонтаже её легко снять. Тогда как мачта, прикреплённая на киле, потребует подъёмный кран для этого действия.

Военные корабли

Мачты для подобной категории судов выполняются из стали и носят название «боевые». К ней крепятся специальные платформы, которые используют для наблюдения или специальные крепления для размещения артиллерийского снаряжения.

Раньше мачты военных кораблей выполнялись из цельного дерева, но при попадании в неё снаряда корабль оставался без связи. Учитывая все недочёты того времени, сейчас на них устанавливают специальные трёхногие или решетчатые (ажурные) мачты. Они более устойчивы, не выходят из строя от прямого попадания.

В зависимости от количества мачт подразделяют на одно-, двух-, трёх-, четырёхмачтовые суда.

Типы парусных судов

От того, сколько мачт на корабле, зависит его наименование. Пятимачтовые, четырёхмачтовые, барки с 2, 4 и 5 мачтами, баркентина (1 прямая мачта, 2 косые), бриг с 2 мачтами, а также шхуна, каравелла бригантина и т. д.

Количество имеющихся мачт, их расположение и наклон - все это является отличительными признаками.

Парусные суда подразделяются на три вида в зависимости от того, сколько мачт установлено на них:

  • Одномачтовые парусные суда, к ним относятся ял, кэт, шлюп и т. д.
  • Двухмачтовые парусные суда - это бриг, шхуна, бригантина и т. д.
  • Трёхмачтовые парусные суда: фрегат, каравелла, барк и т. д.

Немного истории

Теперь вам известно, что такое мачта корабля, сколько их бывает, для чего они предназначены и т. д. В завершение хотелось бы немного углубиться в историю и рассказать о некоторых любопытных фактах, которые наверняка будут интересны тем, кого заинтересовала эта тема.

Человечество научилось использовать паруса в своих целях ещё 3 000 лет назад. Когда люди только начинали использовать ветер в своих целях. Тогда парус был совсем примитивным и крепился он на рею, расположенную на небольшой мачте. Помогало подобное сооружение лишь при попутном ветре. Поэтому иногда толку от него не было совсем.

Немного позднее, во времена феодального строя, кораблестроение достигло большего развития. Судна оснащались двумя мачтами, а используемые паруса были более совершенной формы. Но развития в то время судостроение так и не получило. В те времена широко использовалась рабсила. Поэтому развивать данную отрасль никто не стал.

После исчезновения бесплатных работников тяжёлой становилось работа мореплавателей. Эксплуатация кораблей, передвижение которых было возможно лишь при участии большого количества гребцов, стала невозможной, так как распространение и расширение торговых отношений предполагало передвижения на более далёкие расстояния.

Первое судно, отвечающее требованиям того времени, носило название "неф". Изначально оно имело 1 или 2 мачты. Его длина составляла 40 м. А перевозить на себе эти судна могли около 500 т.

Карракка - трёхмачтовое судно. Первые две мачты оснащались прямыми парусами, последняя имела треугольные. Затем эти два вида были соединены в одно целое и явились прототипом современных кораблей и фрегатов.

Галеон - испанский корабль с 4 мачтами и бушпритом, имеющий прямые паруса.

Дальнейшее развитие кораблестроения привело к появлению чёткой Подразделение на торговые и военные суда определило их вооружение.

Как все-таки сложна конструкция старинного парусного корабля. Корпус, обшивка, палубы, резные украшения, рангоут… Сотни узлов и деталей! И для каждой из них необходимо правильно подобрать древесину. Вы еще только планируете новую модель, а проблема выбора и приобретения нужного материала уже грозно маячит на горизонте. Этот вопрос не может не волновать вас, даже если вы сторонник классической модельной школы и собираетесь строго следовать в окраске реальному паруснику-прототипу. Что уж говорить о приверженцах традиционной русской и французской школ, которые привыкли имитировать окраску судна путем подбора цветов древесины!..

Для начала определимся с основными критериями выбора пород дерева для моделизма:

  • Текстура древесины. Она должна быть мелкой, неброской, чтобы создавалось впечатление масштабности любой деревянной детали на корабле. Рисунок, годовые кольца не должны сильно выделяться - лучше, если они будут практически незаметны.
  • Цвет. Древесина может сильно различаться по цветовой гамме, а ее основные цвета - белый, желтый, красный, коричневый - представлены массой оттенков. Желательно подбирать породы дерева, цвет которых хотя бы примерно соответствует используемым материалам и окраске деталей на реальном паруснике.
  • Твердость (прочность). Для изготовления даже сравнительно крупных и несложных деталей лучше отдать предпочтение твердым породам древесины, так как их поверхность меньше повреждается в процессе работы над моделью, практически не имеет ворса и легко шлифуется.
  • Сочетаемость и контрастность. Для изготовления соседствующих друг с другом деталей и узлов модели (как-то: палуба - борт, палуба - деталировка, обшивка борта - декор) придется выбирать не только сочетающиеся по цвету и рисунку древесные породы, но и играть на контрасте их цветов. Так, например, если палуба модели не очень светлая, то чуть более темная деталировка просто потеряется на ней. Напротив, при светлой палубе темная деталировка будет выглядеть холодно и подчеркнуто контрастно, но этот эффект можно приглушить теплым цветом обшивки внутри бортов.

Это всего лишь общие принципы. Но именно на них основаны все мои дальнейшие рекомендации по выбору древесины для отдельных узлов и элементов конструкции модели.

Корпус. Существует множество технологий изготовления корпуса модели, но лишь некоторые из них связаны с обработкой древесины. Для корпусов, выдолбленных из цельного или склеенного бруса, в качестве материала лучше использовать мягкие породы - липу, белоствольную березу, молодой клен или ольху. Древесина липы с мелкой однородной текстурой - материал практически безотходный! - применяется также для корпусов-сэндвичей, составных шпангоутов, обшивки (в основном - первичной) корпуса и палубного настила. На липе легко выгнать точные обводы корпуса, так как она хорошо шлифуется. Светлый цвет липы, от почти белого до светло-сливочного, чаще всего предполагает какую-то финишную отделку поверхности (пропитку и лакирование). Кроме того, надо учесть, что липа, хотя и прекрасно ведет себя в обработке, зачастую оказывается чересчур непрочной и мягкой. На ней легко будут появляться вмятинки и царапины, тонкие борта корпуса рискуют оказаться слишком хрупкими, а при сверлении и распиливании края могут попросту осыпаться. Чтобы сохранить ровные грани при работе с липой, необходима особая аккуратность. Гнется липа относительно легко, но лучше делать это под воздействием пара, опять же из-за непрочности древесины.

Древесина березы, клена или ольхи, конечно, прочнее, однако к выбору заготовки надо подходить с осторожностью - старая, более темная береза или ольха слишком плотна и придется немало попотеть, прежде чем вы выстругаете и выдолбите изнутри корпус модели.

Но, оказывается, не всякое мягкое дерево хорошо для корпуса модели! Если вы рискнете взять сосну, при шлифовке болванки начнут выступать более твердые годовые кольца и вывести обводы будет весьма проблематично. Да и колкость этого дерева очень высока.

Палубный настил. Не секрет, что палуба старинного парусника всегда тщательно драилась матросами, а потому для палубного настила рекомендуется выбирать светлые породы древесины. Для микромоделей подойдет заболонь сирени: ее фактура лучше всего соответствует мелким масштабам. Сирень имеет очень твердую, плотную и прочную древесину (сопоставимую по твердости с самшитом) цвета кофе с молоком и красивой белой заболонью. Правда, обрабатывается и режется этот материал с трудом. К тому же сирень плохо тонируется, что ограничивает ее применение в моделизме "палубными" работами.

Клен и береза традиционно считаются лучшими вариантами для настила палубы, и не без оснований. Их плюсы - отсутствие биений по оттенку и прямая текстура древесины. Заболонь березы сливочно-белая с шелковистым отливом, а сердцевина очень бледного коричневого цвета. Клен имеет еще более светлый, ровный тон (практически белый). Оба эти материала довольно прочные и гибкие (особенно клен), легко обрабатываются и шлифуются, имеют ровные края при резьбе. Попробуйте поработать с кленом хоть раз - и вы уже не сможете отказаться от этого материала. Не удивлюсь, если впоследствии вы найдете клену еще какое-нибудь полезное применение - например, изготовите из него шпангоутный набор, обшивку подводной части или рангоут.
А вот светлую грушу или ее белую заболонь для изготовления палубного настила использовать не советую. Со временем, через 2-3 года, древесина естественным образом потемнеет, причем некоторые дощечки неравномерно - и вместо палубы вы получите… "зебру"!

Обшивка борта. Если корпус модели не окрашивается, то желательно выбрать материал для наружной обшивки борта более темный, чем для внутренней обшивки. И здесь поистине незаменим южный орех с его твердой плотной древесиной, имеющей широкую гамму оттенков - от темно-коричневого до светлого желто-коричневого. Однако при раскрое заготовки придется делать выборку, так как древесина ореха, как правило, имеет ярко выраженные годовые кольца. Удачная выборка легко обрабатывается и шлифуется, и, вместе с тем, не подвержена деформации или раскалыванию. При резке и резьбе орех ведет себя прекрасно, но не всегда удается получить качественные мелкие детали. Зато тонкие ореховые доски обшивки прочны, не щепятся и прекрасно гнутся при нагреве. Тщательно отобранная структура ореха может использоваться и для изготовления крупных элементов конструкции - например, шпангоутов, киля и руля.

Древесина ореха

Более традиционные материалы при обшивке борта - древесина горной груши, яблони, сливы, абрикоса. Гибкая, весьма популярная среди моделистов яблоня, хорошо тонируется, легко поддается морению, но требует очень тщательной полировки поверхности.

Деталировка. При изготовлении деталировки, находящейся на палубе, стоит придерживаться одного главного принципа. Все узлы и детали должны быть одного цвета, незначительные различия допускаются лишь по тону. Если, к примеру, для лафетов орудий вы выберете темно-вишневую манилу, а рустерные решетки и битенги изготовите из светлой яблони, то пострадает внешний вид модели - ее стилистика будет нарушена, нужные акценты потеряются. Древесину для деталировки нужно подбирать особенно тщательно, так как зачастую размер деталей в выбранном масштабе не превышает нескольких миллиметров. Лучше всего подойдут сорта дерева с очень мелким рисунком и высокой плотностью - это, в первую очередь, груша, яблоня, слива, орех и целый ряд экзотических пород (манила, мербау, венге и пр.)

Древесина груши

Груша, как правило, однородна по цвету, имеет красивую, густоволокнистую древесину с очень мелкой текстурой. Древесина груши может пробегать гамму оттенков от сливочного до розовато-коричневого с белой заболонью. Груша легко поддается токарной обработке, отлично шлифуется, гнется под воздействием пара. Древесина груши режется с ровными аккуратными краями, поэтому ее удобно использовать не только для деталей палубы, но и для изготовления мельчайших блоков и юферсов. Не менее хороша она и для обшивки, рангоута и резьбы.

Манила - великолепный аналог красного дерева, но с более мелкой текстурой. Ее плотная древесина по прочности приближается к самшиту, что позволяет распускать манилу на тонкие доски (до 0.5 мм). Такой "погонаж" незаменим при изготовлении рустерных решеток, трапов, люков, пушечных лафетов. Богатый цвет и шелковистая неявная текстура делают манилу весьма привлекательной для моделизма. Разумеется, в небольших объемах, так как это весьма дорогостоящий материал.

Рамы кормовых окон. Для их изготовления отлично подойдет бамбук, из которого вручную, путем раскалывания и протяжки, легко получить аккуратные тончайшие рейки (до 0,3 мм). Это свойство бамбука оказывается полезным и при изготовлении другой мелкой деталировки - например, нагелей или гвоздиков диаметром до 0.5 мм, используемых для крепления планок.

Образцы самшита

Резные украшения должны изготавливаться из плотной, пластичной и, главное, не колкой древесины. Важность последнего требования вы особенно ощутите, когда приметесь за прорезные украшения, например, растительные завитки размером в 2-3 мм. Король среди материалов для "тонкой" резьбы - это, конечно же, самшит. Он достаточно дорог и редок. Имеет прекрасную, очень плотную древесину с неявной однородной текстурой и очень выразительным, индивидуальным цветом от сливочного к ярко-желтому. Самшит относительно трудно резать даже очень острым инструментом, но усилия стоят того. Это дерево великолепно ведет себя при обработке, не колется, сохраняет острые грани даже на самых мелких деталях, что позволяет хорошо проработать сложную резьбу вне зависимости от масштаба. Кроме резьбы, самшит может использоваться для изготовления блоков, юферсов, нагелей и уток. В этом случае его приходится тонировать.

Если же вы предпочитаете резать по мягкому материалу, стоит обратить взор на яблоню или грушу, хотя последняя зачастую легко раскалывается.

Буер: резьба из груши

Рангоут. Для деталей рангоута в любом масштабе великолепно подойдет горная груша, имеющая любимый мной цвет вареной сгущенки и очень мелкую однородную фактуру. При изготовлении рангоута можно также использовать клен, американский орех, кедр или мелкослойную ель (более 10 годовых колец на 1 см сечения) - но только для крупных масштабов! Естественно, весь комплект рангоута на модель должен быть изготовлен из одной древесной породы, причем заготовки для мачт и реев самым тщательным образом подбираются друг к другу по цвету и тону. Другое дело, когда элементы рангоута изначально имеют различную окраску. Если, к примеру, вы взялись за постройку российского корабля XIX века, то колонны его мачт можно изготовить из белого клена, стеньги и брам-стеньги - из груши, а реи - из той же, но предварительно тонированной груши или эбена.

Рангоут (мачты - груша, реи - эбен)

Вместо заключения

Итак, с выбором древесины для модели мы определились. Остается вопрос, где ее взять, особенно редкие и ценные породы. Думаю, вам не придется распиливать на дрова бабушкин антикварный рояль или приносить в жертву любимую яблоньку из дачного сада. Сегодня дерево (в том числе экзотику) в избытке предлагают модельные магазины, салоны паркета и даже некоторые магазины от мебельных фабрик.

Автор - Дмитрий Калмыков (Дмитрий Калмыков - Главный тренер национальных сборных РБ по техническим и авиационным видам спорта, руководитель секции "С" БФСС, судья международной категории (свидетельство NAVIGA BY-01B), мастер спорта международного класса.)
Эксклюзивно для сайта ModelsWorld
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт [email protected]

Мой блог находят по следующим фразам

из какого дерева делали корабли? и получил лучший ответ

Ответ от Лунная соната[гуру]
Из той породы которая была доступна в данном регионе.
Одной из ранних разновидностей египетских кораблей, появившихся около 5 тысяч лет до н. э. , была барка. Она известна современным ученым по нескольким моделям, установленным в древних храмах. Поскольку Египет очень беден лесом, для строительства первых кораблей широко применялся папирус. Особенности этого материала определили конструкцию и форму древнеегипетских судов. Это была серповидная, связанная из пучков папируса ладья с изогнутыми кверху носом и кормой. Для предания кораблю прочности корпус стягивался тросами. Позже, когда наладилась регулярная торговля с финикийцами и в Египет начал поступать в большом количестве ливанский кедр, дерево стало широко применяться при кораблестроении.


Раньше целиком из дуба строили даже самые большие корабли. Прочность и долговечность дубовых корпусов поразительна. Со дна Стокгольмской бухты удалось поднять 64 - пушечный фрегат "Ваза", затонувший здесь, кстати сказать - от потери остойчивости при шквале, в августе 1628 г. ! Пролежавший на дне 333 года дубовый корпус сохранился так хорошо, что корабль превратили в музей. В Центральном военно- морском музее в Ленинграде можно увидеть выдолбленный из дубового ствола челн, который раз в десять "старше". Русские корабли строились не из мореного дуба, а из лиственницы, она была тяжелой, сравнительно мягкой, но не гнила и служила в 10 раз дольше, чем дуб.
Из других лиственных пород и сейчас традиционно в судостроении используют вяз и ясень; их древесина имеет такую же прочность, как и древесина дуба. На верфях спортивного судостроения применяют легкую и очень красивую древесину красного дерева - мэхогони, привозимую из Африки и Южной Америки. С обшивкой из красного дерева строят яхты высшего качества, причем их надводную часть обычно не окрашивают, а только покрывают лаком. Древесина мэхогони коричневато - красного или бурого цвета; она почти не намокает, очень устойчива против гниения, почти не коробится и не растрескивается.
Источник:

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: из какого дерева делали корабли?

Ответ от Алина [гуру]
тис. (красное дерево и не гниёт)


Ответ от Maks aka Huny [гуру]
В старину корабли делали из дуба


Ответ от Charm [активный]
Красное дерево


Ответ от Алексей Валяев [гуру]
из тика


Ответ от Ёибиряк [гуру]
А про сосну забыли!
В кораблестроении употреблялись три сорта Корабельной сосны:
1. Жёлтая сосна. Вследствие своей лёгкости прочности, крепости и упругости шла главным образом на части рангоута.
2. Красная (рудовая) сосна. Употреблялась на деревянную обшивку, как деревянных, так и железных судов, на палубный настил, внутреннюю обшивку бортов и трюмных отделений, каютные щиты.
3. Белая сосна (мендовая) . Употреблялась на временные работы, не требующие особенной прочности и крепости, на временные леса, рыбины, шергеня, шаблоны, подставы.. .
Ну, и конечно, Корабельная сосна шла на МАЧТЫ!


Ответ от Иван Тормашев [новичек]
из красного дерева дуба и сосны


Ответ от Варвара Барбашова [активный]
В кораблестроении употреблялся преимущественно дуб, растущий в западных губерниях России и дуб итальянский (адриатический) . Как самое прочное и крепкое дерево, дуб служил для основных частей корпуса судна: киля, штевней, шпангоутов, привальных брусьев, ватервейсов, бинсом и т. д. ; для погибистых частей шел дуб итальянский, который доставлялся преимущественно в кривых кряжах. Вследствие присутствия в древесине дубильной кислоты железное крепление в дубе скоро ржавело и разъедалось, поэтому в деревянных судах дубовые части крепились медными или цинкованными болтами; в железном же судостроении он употребляется в основном лишь на поделки внутри судна; на ватервейсы в батарейных и жилых палубах, на подушки и пяртнерсы вокруг мачт при деревянных мачтах; на фундаменты предметов, устанавливаемых на палубах, начиная с батарейной и ниже; на карнизы и пороги каютных переборок, рундуков и различных других помещений; на трапы ниже жилой палубы; на выделку анкерштоков (исключительно дуб западных губерний) .
Тик растет в Индии (на Малабарском и Мульмейском берегах) , юго-восточной Азии и на островах Яве и Цейлоне. Прочность и крепость такая же, как и дуба; недостаток его - подвергается червоточине. Дубильной кислоты в себе не содержит, потому употребляется вместо дуба на внешних частях корпуса железных судов: на деревянные кили, ватервейсы верхней палубы, наружные буртики; на подушки по наружному борту; на настилку под орудиями, шпилями, битеньгами и стопорами цепных канатов; на пяртнерсы железных мачт во всех палубах, на сходные трапы верхней палубы и проч. В Англии тик употребляется для подкладки за броней.
Сосна. В кораблестроении употребляются три сорта: 1) желтая сосна, растущая в средней части России. Вследствие своей легкости прочности, крепости и упругости идет главным образом на части рангоута. 2) Красная (рудовая) сосна употребляется на деревянную обшивку, как деревянных, так и железных судов, на палубный настил (кроме мест, показанных выше, см. Тик и Дуб) , внутреннюю обшивку бортов и трюмных отделений, каютные щиты и т. д. 3) Белая сосна (мендовая) растет на местах болотистых и заливаемых водой. Употребляется на временные работы, не требующие особенной прочности и крепости; на временные леса, рыбины, шергеня, шаблоны, подставы и т. п.
Лиственница крепость большая, чем у сосны; не подвергается червоточине, долго сохраняется от гниения и возгорается труднее других пород. В деревянных судах заменяла иногда дуб в прямых частях корпуса судна: киле, киллоне, бимсах и т. д. В броненосных судах употребляется для подкладки за броней; затем служит для поделок внутри судна: ватервейсов, платформ, внутренней обшивки бортов и трюмных помещений, для стапель-блоков и т. п.
Ель легче сосны и имеет меньшую крепость. Употребляется для обшивки речных судов и на различные принадлежности шлюпок: весла, шесты, мачты и т. д.
Красное дерево растет в Вест-Индии (испанское красное дерево) и Центральной Америке (гондурасское красное дерево) . Второе более крепкое, первое более красивое. Употребляется для поделок на верхней палубе: комингсы люков, рамы светлых люков, сходные и парадные трапы, сходные рубки и на отделку столярства и мебели в офицерских каютах. При постройке шлюпок употребляется для отделки шлюпок императорских яхт и на обшивку минных катеров.
Акация - растет в южной России и Северной Америке. Употребляется преимущественно для производства нагелей, для крепления деревянной обшивки.
Ясень - растет в Европе и северной Азии; отличается гибкостью и упругостью, но непрочен. Употребляется при постройке шлюпок на внутреннюю отделку (банки, заспинники, решетки, планширы, пиллерсы) , на весла, флагштоки, тентовые стойки и т. п.) ; на каютные и столярные работы.
На внутреннюю же отделку судов, кроме поименованных, идут самые разнооб

Первым славянским «кораблем», по сути, была большая плетеная корзина, обшитая корой или кожей. На смену ему быстро пришел челн-однодеревка, выдолбленный из целого дерева. Иногда челн создавался иным способом.

Древние корабелы делали в живом древесном стволе трещину на всю длину челна, постепенно,год за годом, вбивая в него клинья и распорки, чтобы добиться нужной формы будущего корпуса. Только после этого дерево срубали и лишнюю древесину стесывали, выжигали и выдалбливали. Затем дерево обрабатывали водой и огнем, чтобы придать ему гибкость, после чего вставляли внутрь примитивный шпангоут - опруги. На кропотливую работу над корпусом челна порой уходило до пяти лет.

Впервые челн-однодеревку на берегу Ладожского озера нашла в 1878-1882 гг. экспедиция А. А. Иностраицева. Возраст, приписываемый историками этому небольшому судну длиной всего 3,5 м и шириной 0,86 м, огромен - около 4,5 тысячи лет. Славяне долго не хотели расставаться с легкими однодеревками. Видоизмененные челны с обшивкой и больших размеров - насады - плавали в русских водах вплоть до конца XV в. Позже их вытеснили наборные корабли.

Преемницей челна стала созданная в X в. для торговых плаваний и боевых походов «набойная лодья». По сравнению со своими собратьями она имела более высокие борта, к которым крепились стойки. На них прибивали несколько досок внакрой. Такое нехитрое усовершенствование значительно увеличивало внутренние размеры «лодьи», и главное - ее грузоподъемность. Теперь легкое и небольшое судно могло взять на борт ни много ни мало 15 т груза. После достройки судно снабжали веслами, якорем и мачтой с простым прямым парусом. Кстати, эти суда делали небольшими из- за того, что через пороги Днепра судно приходилось тащить волоком. Но несмотря на это они все равно были великолепно приспособлены к морским плаваниям, и русские мореходы смело бороздили на них воды Черного моря.

В IX в. русские торговцы стали частыми гостями на константинопольском рынке. Весной 860 г. в Константинополе произошел инцидент, во время которого были схвачены несколько русских купцов. В ответ русские, собрав мощную флотилию из 250 кораблей, немедленно осадили Константинополь, с лихвой рассчитавшись с его вероломными гражданами. Этот и другие морские походы восточных славян на Византию, несомненно, сделали свое дело: торговля русских купцов с Востоком и Западом долгое время оставалась беспошлинной.

В XII в. в набиравшей силу Киевской Руси все чаще стали строить крупные ладьи, имевшие сплошную дощатую палубу, укрывавшую сверху гребцов. Нос и корма у этих судов были одинаково заострены, и на них размещалось по рулевому веслу - потеси. Они позволяли, не разворачивая ладьи, быстро менять курс. В русских летописях такие суда также называли скедией, наседой и кораблем. Конечно, 20 м в длину, 3 м в ширину и 40 человек команды не так уж много для корабля, и все-таки это был настоящий корабль. Постепенно на первый план среди центров судостроения выдвинулся «Господин Великий Новгород». И неудивительно. Ведь через него проходил знаменитый путь «из варяг в греки», то есть из Балтики по рекам в Черное, тогда носившее название Русское море. Когда в середине XI в. государство Ярослава Мудрого распалось на множество враждующих княжеств, значение речных и морских транзитных путей сильно пошатнулось. Именно тогда новгородское судостроение начало развиваться независимо от Киева.

История сохранила немало свидетельств мощи славянского военного флота. Хотя славяне и не отличались агрессивностью, они преподали хороший урок шведскому королю Эрику, который в середине XII в. осадил город Ладогу. Новгородцы разбили шведов, пленив 43 из 55 вражеских судов. В ответ был предпринят поход на город Сигтуну, закончившийся блестящей победой русских.

Новгородцы долгое время держали в руках ключевые выходы к Белому морю. Они плавали в экстремальных условиях, постоянно защищаясь от соперников. Постепенно сформировались новые типы судов, которые было удобно перетаскивать волоком из одной реки в другую. Это были плоскодонный легкий шитик и ладья «ушкуй». Ушкуи, вмещавшие до 30 воинов, были удобными судами для набегов на соседние славянские княжества, чем в XIII в. и промышляли новгородцы. Рыболовный промысел, бывший в особой чести у славян, привел новгородских переселенцев к берегам северных морей. Постепенно поморы становились такими же хозяевами Балтики, как и норманны. С XII в. поморы доходили до Гру- манта (Шпицберген), а колонии славян появились даже на берегах Англии.

Суровые северные моря диктовали корабелам свои условия, и поморы начали строить новые, непохожие на другие суда: осиновки, ранынины, кочмары и шняки. Шняки имели в длину от 6 до 12 м и снаряжались одной или двумя мачтами с прямым или шпринтовым парусом. Лодки-осиновки перевозили добытый улов на берег. Но наибольшей популярностью пользовались парусно-гребные карбасы. Эти суда могли иметь палубу, а могли обходиться и без нее, но обязательным атрибутом этого корабля были полозья, крепившиеся на днище. С их помощью карбас легко передвигался по льду.

В дальних морских скитаниях поморы использовали коч - однопалубное плоскодонное судно максимум 25-метровой длины. При водоизмещении в 60 т коч имел осадку около полутора метров. Обшивку первых кочей к набору корпуса привязывали ремнями или пеньковыми веревками и только много позже стали использовать железные гвозди и болты. Пазы и стыки обшивки тщательно конопатили просмоленной паклей, заливали варом и закрывали рейками на скобах. Подводная часть корпуса судна была округлой, а нос и корма приподняты.
Благодаря такой обтекаемой форме коч, зажатый льдами, как бы выдавливался на поверхность, оставаясь при этом невредимым. На корме этого судна делали казенку - небольшую каюту для капитана и приказчика. Экипаж, состоявший из 10-15 человек, размещался в трюме. Парусное вооружение было очень простым: оно включало мачту и прямой парус, на первых кочах сшитый из кожи, а впоследствии - холщовый. Весла, парус и по- путный ветер позволяли кочу достигать скорости 6-7 узлов.

Поморские кочи, много веков остававшиеся в строю, заложили фундамент для дальнейшего развития российского мореходства. Именно эти суда в XVIII в. стали прообразом военно-морского флота, созданного при Петре Первом. Значительную роль они сыграли и в географических открытиях XVI-XVII вв. Достаточно вспомнить поход С. И. Дежнева, впервые спустившегося на коче по Индигирке до Северного Ледовитого океана и морем достигшего реки Алазеи.

Самым быстрым судном, плававшим на большие расстояния в северных водах, считают морскую (в летописях «заморскую») ладью с тремя мачтами. Хорошее парусное вооружение при попутном ветре давало морской ладье возможность проходить до 300 км в сутки, при этом она могла унести на себе до 300 т груза. В длину ладья достигала 18-25 м, а в ширину 5-8 м.
«Заморские» ладьи были первыми полностью наборными плоскодонными судами с транцовой кормой и навесным рулем. Корпус судна разделялся переборками на три отсека. В переднем обитала команда, в среднем размещался грузовой трюм, а кормовой отсек отводился в распоряжение рулевого.

Одна из наиболее древних и наиболее известных династий новгородских кораблестроителей - семья Амосовых. В XIV в. Трифон Амосов, внук одного из первых русских мореходов, охотившихся на зверя в Белом и Карском морях, переезжает из Новгорода в Холмогоры, где приступает к строительству корабельной верфи, ставшей матерью первым большим русским кораблям, ходившим в северных льдах. Корпусам наиболее крупных из них придавалась форма, напоминавшая обводы современных ледоколов. Нос и корма холмогорских судов были сделаны с высоким подъемом, а борта - со значительным развалом. Судно управлялось при помощи навесного руля.
Традициям славной семьи Амосовых следовали и их потомки, построившие в XIX в. такие знаменитые корабли, как фрегат «Паллада», 110-пушечный корабль «Ростислав», бриг «Меркурий» и многие другие суда российского флота.

«Деревья и кустарники зимой» - Летний Зимний. Богатство лесов охраняй, карауль Внимательный, зоркий детский патруль! В лесу растут: ОСИНА. «Учимся различать деревья и кустарники зимой». В лесу растут: СМОРОДИНА. Бесценна Мордовского леса краса, Зеленое золото - наши леса. Что нового мы узнаем на уроке? Практическая работа. Весенний Осенний.

«Станки по дереву» - Станки по дереву. В данной группе оборудования представлены циркулярные и торцовочные станки. Фрезерные станки по дереву. Круглопильные станки. Копировальное устройство позволяет изготавливать большое количество одинаковых деталей. Презентация по технологии. Токарные станки по дереву. Ленточные пилы по дереву.

«Космический корабль спутник» - Последней в космосе за три недели до старта Юрия Гагарина побывала Звездочка. В катастрофе погибли собаки Чайка и Лисичка. 3 ноября 1957г. Управление кораблем осуществлялось автоматически, а также космонавтом. 20 августа 1960. 2011г. Запуск прошел успешно. Собачка умерла от жары. Человек в космосе. Космический корабль состоял из двух отсеков.

«Деревья кустарники травы» - Растения живут повсюду: на лугах, в лесах, степях, в горах, в морях и океанах. В лесу растения располагаются ярусами: деревья, кустарники, травы. Чем травы отличаются от деревьев и кустарников? Разнообразно влияние растений на человека. У кустарников несколько довольно тонких одревесневших стеблей – стволиков.

«Деревья зимой» - Береза. На концах веток висят большие, длинные шишки. Клен легко отличить от других растений по крылаткам-пропеллерам. Шишки у сосны короткие, с круглыми чешуйками. Дуб. Дерево с чёрным, чуть морщинистым стволом и крепкими толстыми ветвями. Липа. Клен. Сосна. Ель. Мы узнали, что в Петропавловском парке растут.

«Деревья в лесу» - Не ломайте кусты! Какой лес шумит, а какой шелестит? И высок я, и могуч Не боюсь ни гроз, ни туч. Клейкие почки, Зеленые листочки, С белой корой Стоит под горой. Викторина. Смешанный. Из древесины какого дерева делают карандаш? Не сыпьте на землю всякую гадость, Полный сказок и чудес! Какое хвойное дерево осенью теряет иголки?