Многие, можно даже сказать все, люди рано или поздно задаются вопросами «Кем быть?», «Где учиться?», «Как выбрать профессию?». Действительно, старшекласснику-выпускнику очень сложно самостоятельно ответить на эти и другие похожие вопросы, если ему заранее не помогли определиться с желаниями, предпочтительной сферой деятельности родители или школа. Несмотря на то, что существует огромное количество материалов по профориентации и профессиональному самоопределению в интернете и печатных изданиях, все они хаотично разбросаны и необходимо провести самостоятельную кропотливую работу по формированию цельной картины. Так и мучаются люди в попытках найти идеальную работу, чтобы и удовольствие от процесса труда получать, и заработная плата была на достойном уровне. Чтобы не допустить досадных ошибок при поиске подходящей профессии рекомендуем ознакомиться со статьёй Типичные ошибки выбора профессии .
В этом материале мы подробно расскажем о нелёгком процессе выбора профессии, разных подходах и направлениях, рассмотрим разные классификации профессий и выведем простые шаги, которые помогут выбрать профессию правильно.
Формула выбора профессии «Хочу — Могу — Надо»
Наверняка Вы уже встречали известную формулу выбора профессии «Хочу – Могу – Надо», но знаете ли Вы, что именно скрывается за каждым из этих слов?
ХОЧУ
Необходимо чётко знать свои интересы, желания и цели. Ни одним из пунктов формулы пренебрегать нельзя, но этим особенно, так как правильная мотивация и интерес это основа всей будущей жизни как профессионала в своём деле. Работа должна приносить удовольствие и никакая мотивация со стороны в виде заработной платы или социального пакета не смогут изменить тот простой факт, что придётся ходить на работу как на каторгу и каждый день с нетерпением ожидать когда же, наконец, наступит пятница. Понятно, что с таким отношением достичь значительных высот в карьере вряд ли удастся или будет стоить несоизмеримых с наградой физических и эмоциональных затрат.
Не спорим, это очень сложный вопрос для самостоятельного решения, но от него зависит многое, поэтому стоит поднапрячься и приложить максимум усилий. В этом могут помочь разнообразные тесты на профориентацию, которые доступны как в интернете, так и в печатном виде. Как вариант, подобные психологические тесты для детей и взрослых можно бесплатно пройти на этом сайте в соответствующем разделе или просто продолжить чтение статьи, задав себе пару вопросов, а матрица выбора профессии Г.В. Резапкиной поможет определиться со специальностью.
Вопрос №1: С чем или кем хотелось бы работать?
Возможные варианты ответов включают в себя:
1. Человек – работа, связанная с взаимодействием с другими людьми, такими как: ученики, студенты, покупатели, клиенты, пациенты, зрители и т.д.
2. Информация – поиск, обработка, изучение, структурирование и применение различной информации и языков: текст, формулы, языки программирования, иностранные языки, схемы, чертежи.
3. Финансы – работа в сфере финансов, инвестирования, кредитования. Обычно связана с такими понятиями, как: деньги, кредиты, акции, лимиты, фонды, инкассация, бухгалтерское дело.
4. Техника – взаимодействие с техникой или различными конструкциями. Управление, стройка, разработка и т.д. В качестве деятельности выступают: станки, механизмы, здания, приборы, машины.
5. Искусство – творческие профессии, занимающиеся театром, литературой, музыкой, балетом, живописью, кино.
6. Животные и растения – работа с животными любых видов (служебные, дикие, домашние, промысловые) и растениями (декоративными, дикорастущими, сельскохозяйственными)
7. Изделия и продукты – изготовление любых видов готовой продукции: изделия из металла, ткани, дерева, камня, предметы обихода, лекарства и множество других.
8. Природные ресурсы – поиск, разработка, защита, эксплуатация и добыча всех видов природных ресурсов, таких как полезные ископаемые, леса, реки, водоёмы, горы, земли, месторождения.
Вопрос №2: Как хочется работать?
1. Управление – руководство деятельностью других людей, принятие ответственных и самостоятельных решений, добиваться выполнения поставленных задач.
2. Обслуживание – удовлетворение потребностей других людей в самых разных сферах. Продажа, ремонт, лечение, разработка и т.д.
3. Обучение и воспитание – занятия образовательной деятельностью, формированием и развитием личности, дрессировкой.
4. Производство и добыча – эксплуатация ресурсов и изготовление конечной продукции. Большой выбор направлений, начиная от операторов станков и геологов до программистов и дизайнеров.
5. Конструирование – проектирование и создание новых или переосмысление в лучшую сторону старых объектов и деталей.
6. Исследование – различные виды научных и прикладных исследований различных видов и направленностей.
7. Защита – охрана от враждебных действий (физическая, юридическая), лечение болезней людей и животных.
8. Контроль и оценка – проверка и наблюдение за деятельностью других профессий любой направленности.
Честно ответив самому себе на эти два вопроса, можно быстро определить рекомендуемые профессии, которые вполне могут оказаться интересными и заслуживающими внимания. Достаточно лишь найти пересечение этих ответов на таблице «Матрица выбора профессий».
Человек | Информация | Финансы | Техника | Искусство | Животные и растения | Изделия и продукты | Природные ресурсы |
|
Управление | Администратор | Системный администратор | Консультант | Водитель | Режиссёр | Зооинженер | Менеджер по продажам | Инженер по кадастру |
Обслуживание | Продавец | Оператор связи | Инкассатор | Электромонтёр | Дизайнер | Агрохимик | Продавец | Мелиоратор |
Обучение и воспитание | Воспитатель | Филолог | Консультант | Инструктор по вождению | Учитель музыки | Дрессировщик | Учитель труда | Эколог |
Производство и добыча | Программист | Финансист | Строитель | Ювелир | Агроном | Провизор | Горный инженер |
|
Конструирование | Имиджмейкер | Переводчик | Аналитик | Конструктор | Композитор | Селекционер | Архитектор | Горный инженер |
Исследование |
МОГУРазобравшись с интересами и желаниями, переходим к не менее важному компоненту формулы решения вопроса «Как выбрать профессию» – своим возможностям, как физическим, так и психологическим. Для того, чтобы сделать правильный выбор профессии необходимо тщательно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны. Если при выборе профессии исключить эту часть формулы или не придать ей должного внимания, то значительно увеличивается вероятность не поступить в вуз или техникум на выбранную специальность или устроиться на работу в хорошую компанию. Если же удалось отучиться и трудоустроиться, то для достижения профессиональных успехов, а значит повышения заработной платы и продвижения по службе придётся прилагать намного больше усилий, чем окружающим коллегам, у которых имеются соответствующие задатки и предрасположенности. Даже просто держаться на одном с ними уровне может оказаться затруднительным и требующим большого количества сил. Можно выделить несколько основных направлений, которые помогут определить собственные возможности. Состояние здоровья Самый банальный пункт, который, тем не менее, часто забывают. Для одних профессий состояние здоровья не играет большой роли, для других же такие особенности как слабое зрение, дальтонизм, плоскостопие или общая физическая подготовка играют решающую роль, и дорога к профессии будет закрыта навсегда. В снайперы не возьмут человека, который носит очки, а людям с дальтонизмом вряд ли получиться стать всемирно известными дизайнерами или даже просто получить водительские специальности. Даже если в требованиях к той или иной профессии не указаны противопоказания по здоровью, старайтесь соотнести свои физические особенности с процессом будущей работы. Личностные качества и психологические особенности Темперамент, особенности характера и прочие личностные качества, как положительные, так и отрицательные относятся именно сюда. Выявить их помогут психологические тесты, беседы с психологами-профконсультантами или простые вопросы к друзьям и знакомым. При выборе профессии такие особенности личности играют значительную роль в удовлетворении от работы и её комфортности. Замкнутым людям не стоит выбирать профессии, связанные с большим количеством общения с другими людьми или бурными рабочими процессами. Активные люди вряд ли смогут полноценно реализовать себя на однообразной, монотонной работе. Профессиональные предрасположенности и способности Сюда относятся любые умения, которые получаются лучше других людей и проще для освоения именно Вам: рисование, пение, тонкая работа руками, чувство стиля, идеальный слух и другие подобные. Тот факт, что для освоения каким-либо навыком требуется меньше усилий для большего результата может сыграть огромную роль в выборе идеальной профессии. Профессиональная квалификация и опыт Для тех, кто уже получил образование и работал по выбранной специальности, возможно, имеет смысл не менять сферу деятельности кардинально, а выбрать что-нибудь смежное, где можно применить уже имеющиеся знания, умения, навыки. С имеющимся наработанным опытом проще устроиться на работу и достигнуть успехов. Учитывая всё вышеперечисленное, при знакомстве с той или иной профессией будет несложно определить, какие подходящие профессиональные качества уже имеются, а над какими стоит поработать для их развития. НАДОСогласитесь, будет не очень умно выбрать профессию, которая не востребована на рынке труда или, что ещё хуже, постепенно теряет свою значимость и уходит в небытие. В формуле выбора профессии компонент «НАДО» выступает в качестве востребованности профессии на рынке труда. Точно предсказать перспективность профессии через несколько лет довольно сложно, но общие тенденции вполне возможно. Для этого можно почитать мнения специалистов, посмотреть государственные образовательные планы, найти соответствующую аналитику и составить своё мнение. Рынок труда всегда находится в движении, с развитием технологий появляются новые профессии и постепенно отмирают старые. Даже после получения образования и успешной работы необходимо совершенствоваться и повышать свою квалификацию, чтобы оставаться конкурентоспособным и успешным специалистом в своей профессиональной области. Если же исключить «НАДО» при выборе профессии, то найти работу по специальности может оказаться затруднительно. Результат формулы выбора профессииПравильно оценив все компоненты формулы «МОГУ – ХОЧУ – НАДО» по отношению к себе шанс неправильного выбора профессии значительно уменьшится, а достигнуть профессионального успеха и стать востребованным специалистом будет проще. Вы найдёте такую профессию, которая будет одновременно:
Исключение же хоть одного из параметров формулы приводит к различным неблагоприятным последствиям, от невозможности получения удовлетворения от работы до значительно затруднённого трудоустройства по специальности. Простые шаги выбора профессииДля тех, кто любит хорошо структурированные пошаговые инструкции предлагаем воспользоваться алгоритмом выбора профессии и за семь несложных шагов значительно сузить перечень возможных профессий. 1. Составить список требований к идеальной профессии. Чем больше требований получиться придумать, тем лучше и точнее получиться определить желаемую профессию. Можно начать с нижеперечисленных требований и расширить список своими.
2. Определить степень значимости каждого требования. Проранжировать каждое требование по шкале от 1 до 10 или разбить любым другим удобным для себя способом на те, которые являются жизненно важными и те, которыми можно пренебречь в пользу других. Возможно получится избавиться от тех или иных требований, которые показались важными лишь на первый взгляд. 3. Составить список интересных профессий Для знакомства с миром профессий можно использовать наш Каталог профессий или воспользоваться любым другим. В книжных магазинах продаются специальные справочники с подробным описанием существующих на рынке труда профессий. Основной отбор должен идти опираясь на интересность профессии, учитывая насколько хотелось бы получить такую специальность и начать карьеру в этой сфере. 4. Соотнести свой список требований с каждой из заинтересовавших профессий Следует помнить, что кроме списка Ваших требований к идеальной профессии существуют и требования самих профессий. Учитывайте свои личные таланты и способности, а также физические особенности. Возможно, что в какие-то профессии путь окажется закрыт по объективным причинам, а справляться с другими будет заметно проще. 5. Проанализировать результаты На основе предыдущих пунктов определите несколько наиболее подходящих профессий и познакомьтесь с ними поближе. Найдите больше информации, сходите на экскурсию, дни открытых дверей или ярмарки вакансий. Совсем хорошо, если удастся побеседовать со специалистом в данной отрасли. 6. Проверить результаты Обсудите свой выбор с родителями, друзьями, учителями, психологом-профконсультантом. Узнайте их мнение и аргументы в пользу той или иной профессии. Можно пройти профориентационные психологические тесты для подтверждения правильности выбора. 7. Определить шаги к получению профессии Если удалось твёрдо определиться с одной или несколькими идеальными профессиями, то можно смело начинать искать информацию о том, в каком учебном заведении можно получить желаемую специальность, что требуется для поступления, какие профессиональные требования и навыки стоит развить, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда и т.д. Ещё один простой способ выбрать профессиюПриведём ещё один несложный способ как выбрать подходящую профессию. Для него потребуется всего лишь чистый лист бумаги и ручка. Нарисуйте в центре листа себя или большую красивую букву «Я». Затем, как лучи от солнца, напишите вокруг свои любимые занятия и увлечения. Это могут быть уроки, хобби, просто приятные и простые занятия, совсем не обязательно связанные с миром профессий. Чем больше таких лучиков получится, тем лучше. Дальше самое сложное, но и самое интересное – к каждому получившемуся лучу придумайте несколько подходящих профессий. Если возникнут сложности, то можно поискать информацию в интернете, журналах, газетах, спросить совета у друзей и родителей. Таким нехитрым образом получится список профессий, которые могут Вам подойти. Выберите из них от 5 до 10 наиболее интересных и узнайте о них как можно больше: необходимое образование, средний уровень зарплаты, требования компаний-работодателей и т.п. Можно добавить список подходящих учебных заведений и подходящих курсов для развития профессионально важных качеств. Проверьте правильность выбора с помощью мнения значимых для Вас людей (родители, учителя, друзья и т.п.), прохождения тестов на профориентацию, консультацией с хорошим психологом-профконсультантом. ЗаключениеНе забывайте, что решение вопросов «Как выбрать профессию», «Кем стать?» и подобных это только первый шаг на пути к успешной карьере, но именно от него зависит будущая успешность и востребованность как профессионала. Также не стоит забывать, что многие профессии находятся на стыке разных дисциплин и необходимо хорошо разбираться во всех из них. Ещё одним немаловажным фактором, который стоит учитывать, является то, что профессиональные требования и обязанности значительно меняются по мере карьерного роста. Несомненно, можно попробовать себя сразу же в роли руководителя, но это будет менее эффективно, чем пройти весь путь до него с низов и зная всю работу изнутри. Помните, что на кону будут стоять Ваши репутация, время и деньги. Надеемся, что информация из статьи «Как выбрать профессию» окажется Вам полезной и поможет легко определиться с профессией. Любой самостоятельный выбор стоит проверить и обсудить с практикующими профессионалами. В каждом городе и почти каждом учебном заведении есть отделы профориентации, куда можно обратиться за беседой или прохождением специализированных профориентационных тестов. Станете ли Вы человеком, который получает удовольствие от работы, стремительно растёт по карьерной лестнице и успешно реализует себя в условиях современного общества зависит только от Вас и Ваших первых шагов в выборе желаемой и перспективной сферы деятельности. От всей души желаем удачного определения трудового пути и пусть Ваша работа будет любимой! |
«Мой профессиональный выбор» (примерный творческий проект по профессиональному самоопределению)
Чтобы вы могли глубже осмыслить теоретический материал по профессиональному самоопределению и уметь практически применить полученные знания, ознакомьтесь с примерным проектом профессионального выбора. Он составлен из 20 последовательных операций — шагов. Каждый шаг содержит описание действий по определению профессиональной пригодности и рекомендации по их выполнению (курсивом). В качестве пробной в проекте выбрана профессия оператор ЭВМ.
Профессия оператор ЭВМ
I ЭТАП
Шаг 1: Выявление проблемы
Для человека, стоящего на пороге взрослости, вопросы профессионального самоопределения и жизненной перспективы первостепенны. Ведь от того, насколько правильно выбрана будущая специальность, зависит вся последующая жизнь.
Определите проблемную область своего творческого проекта.
Шаг 2: Осознание проблемной области
Проблемной областью данного проекта является изучение алгоритма выбора профессии и проектирование путей самосовершенствования на примере анализа конкретной профессиональной деятельности (Схема 1).
Выделите подпроблемы своей проблемной области.
Шаг 3: Выявление конкретной потребности
Потребностью каждого является правильный профессиональный выбор в соответствии со своими интересами и возможностями.
Является ли данная потребность для вас первостепенной? Дайте своему ответу подробное обоснование.
Шаг 4: Определение конкретной задачи и её формулировка
Задачей проекта является анализ конкретной профессии, выявление основных её требований к человеку и выявление возможностей овладения данной профессией.
Сформулируйте основные задачи своего проекта.
II ЭТАП
Шаг 5: Выявление основных параметров
Наша задача ограничивается анализом лишь одной сферы , мы должны проверить, соответствуют ли параметры профессии личностным характеристикам её соискателя. Это поможет нам усвоить алгоритм анализа профессии.
Критерии выбора профессии должны быть следующими:
- выбираемая профессия должна соответствовать индивидуальным личностным и психофизиологическим характеристикам; необходима доступность обучения профессии (наличие учебного заведения, его территориальная досягаемость); материальные затраты на получение специальности должны соответствовать финансовым возможностям семьи; востребованность профессии на рынке труда.
Какие параметры и ограничения можно выделить в вашем проекте?
Шаг 6: Выявление традиций, истории, тенденций
Правильный профессиональный выбор основывается на сборе информации о различных профессиях, определении наиболее востребованных и перспективных в настоящее время, выяснении традиций народа, семьи, местности (Схема 2).
Вам необходимо выявить, как со временем изменяются требования к подготовке специалистов в различных сферах профессиональной деятельности. С помощью средств массовой информации и Интернета надо узнать, какие новые специальности появились в последние годы, в чём заключается их специфика, в каких учебных заведениях обучают им.
Шаг 7: Анализ деятельности
Ознакомившись с различными профессиями, необходимо разработать опорную схему размышлений, последовательное продвижение по которой поможет сделать правильный выбор.
Алгоритм профессионального самоопределения:
- определение интересов и склонностей; анализ профессиональной деятельности в соответствии с интересами и склонностями; выявление индивидуальных личностных и психофизиологических характеристик; соотнесение индивидуальных характеристик с требованиями профессиональной деятельности; определение социально-экономических факторов выбора профессии: путей и условий получения профобразования, материальных затрат на обучение; профессиональная проба; профессиональные планы и перспектива; программа и развития.
Опираясь на данный алгоритм, составьте и проанализируйте свою опорную схему размышлений, согласно которой вы будете осуществлять выбор профессии. Она может иметь вид схемы (Схема 3).
Шаг 8: Выработка идей, вариантов, альтернативы
Вначале определим сферу профессиональной деятельности, которая наиболее предпочтительна. Это можно сделать, воспользовавшись методиками
«Дифференциально-диагностического опросника» (ДДО) или «Опросника профессиональной готовности» (ОПГ), которые можно найти в Интернете. На основании полученных результатов мы выбираем одну из пяти сфер профессиональной деятельности (человек — техника; человек — природа; человек — человек; человек — знаковая система; человек — художественный образ). Профессиональная деятельность, рассматриваемая в нашем проекте, лежит в сфере «человек — знаковая система».
Используя интернет-сайты, в которых приводятся описания и характеристики профессий, выпишем ряд специальностей, принадлежащих к выбранной сфере профессиональной деятельности: это web-мастер, оператор ЭВМ, программист, системный администратор, преподаватель информатики, диспетчер.
С помощью методик ДДО или ОПГ определите свою сферу профессиональной деятельности и ознакомьтесь с описаниями профессий, относящихся к этой сфере. Проанализируйте полученные данные и выберите ряд специальностей, которые вас привлекают больше всего.
Шаг 9: Определение требований к профессиональной деятельности
Выделим следующие параметры, относящиеся к сфере профессиональной деятельности «человек — знаковая система».
Работа должна быть:
- разнообразной; иметь преобразующий, творческий характер; стимулировать повышение уровня знаний и умений; соответствовать психофизиологическим и социальным потребностям человека.
Выделите основные требования к своей будущей профессиональной деятельности. Используя методики, выявите свои интересы и склонности, соотнесите их с записанными требованиями, сделайте выводы.
III ЭТАП
Шаг 10: Анализ и синтез идей
Из всех перечисленных в предыдущем шаге профессий теперь нужно выбрать самую подходящую. Для этого нужно оценить их в баллах (от 1 до 5) по основным параметрам (см. шаг 5). Это удобнее сделать, работая с таблицей.
Мы проделали это и пришли к выводу, что наиболее приемлемой для нас является профессия оператор ЭВМ.
Проанализируйте полученные в своей таблице результаты. Какая специальность набрала наибольшее количество баллов? Является ли этот вариант наилучшим?
Выбор оптимального варианта профессии
Таблица 1
Специальность | Требования к специальности | Кол-во баллов |
||||
Доступность обучения | Востребованность на рынке труда | Соответствие | Материальные затраты на получение профессии | |||
Личностным характеристикам | Психофизиологическим характеристикам |
|||||
Web-мастер | ||||||
Оператор ЭВМ | ||||||
Программист | ||||||
Системный администратор | ||||||
Преподаватель информатики | ||||||
Диспетчер |
Шаг 11: Изучение содержания будущей профессиональной деятельности
Итак, мы осуществили выбор оптимального варианта трудовой деятельности. Чтобы глубже узнать содержание будущей профессии, необходимо составить её профессиограмму и психограмму. Такая работа позволит лучше определить свою профессиональную пригодность к ней.
Шаг 12: Выявление индивидуальных характеристик
Выявите свои индивидуальные личностные и психофизиологические характеристики по методикам, подобранным для каждой сферы профессиональной деятельности. В нашем случае это методики для профессиональной сферы «Человек — знаковая система». Далее соотнесите индивидуальные характеристики с требованиями к профессиональной деятельности, описанными в шаге 9.
Используя тесты, приведённые в учебнике и в Интернете, определите свой тип темперамента, характер и другие личностные характеристики. При помощи школьного психолога и врача выявите психофизиологические особенности своего развития. Соответствуют ли они требованиям, обозначенным в шаге 9?
Шаг 13: Определение путей получения профессии и выбор места обучения
Для выполнения этого шага воспользуйтесь опорной схемой размышления. В центре схемы надо поместить возможные пути получения профессии и указать факторы, условия, которые следует учитывать при решении данной проблемы. Вы можете обсудить это с родителями, учителями, консультантами.
Пути получения профессии зависят от выбранного вами учебного заведения. Допустим, вы решили сначала получить среднее образование по выбранной специальности в колледже, а затем продолжить обучение в вузе по сокращённой .
Воспользуйтесь схемой на рисунке 85, в которой приведены факторы и условия, учитываемые при выборе места обучения.
Какие пути получения выбранной профессии вам известны? Какой из них вас привлекает больше всего? Проанализируйте каждый пункт этой схемы и определите несколько учебных заведений, где можно получить эту профессию. Выбрав место обучения, рассмотрите варианты своих дальнейших действий в случае неудачи при поступлении в намеченное учебное заведение.
Шаг 14: Профессиональная проба
На третьем этапе мы подробно рассмотрели все характеристики выбранной профессии, а также свои психологические особенности. Теперь, имея соответствующую теоретическую подготовку, можно провести профессиональную пробу. Это позволит убедиться в том, что профессия полностью подходит.
Можно ли по выбранной вами профессии провести профессиональную пробу? Если да, то укажите, где, в какое время и в каких условиях будет проходить работа. Если профессиональная проба уже проведена, то проанализируйте её результаты. Выполненные вами творческие проекты, созданные модели в кружках технического и художественно-прикладного творчества являются разновидностью профессиональных проб. Учитывайте их результаты.
Шаг 15: Коррекция
После прохождения профессиональной пробы мы можем сделать вывод о том, следует ли нам идти учиться по данной специальности или выбрать другую. Возможно, следует уточнить и профиль обучения в .
Если вы хотите внести изменения в свой выбор, то следует вернуться к шагу 5 или 7 и внести изменения. Какие выводы вы сделали?
Шаг 16: Прогнозирование дальнейшей профессиональной карьеры
Теперь, когда мы убедились, что выбранная профессия нам полностью подходит, можно составить прогноз будущего профессионального роста и карьеры. Для этого рекомендуется разработать индивидуальную программу самосовершенствования и развития, в соответствии с которой будет строиться профессиональный рост.
Составьте индивидуальную программу самосовершенствования и развития. Каких успехов вы хотите и можете достичь в своей будущей профессии? Все свои профессиональные планы и размышления отразите в виде прогноза профессионального роста и карьеры. Здесь не существует единого пути, поэтому можно рассматривать различные варианты дальнейшей карьеры.
V ЭТАП
Шаг 17: Контроль
Необходимо вернуться к шагам 5 и 7 и сравнить выполненный проект с тем, который был задуман. Если есть недочёты, то их всегда можно устранить.
Запишите полученные результаты.
Шаг 18: Оформление
Готовый проект мы оформляем в виде последовательных действий — шагов. В них следует отразить все размышления, возникшие в ходе выбора профессии. В готовый проект мы помещаем схемы и рисунки, которые помогли нам совершить выбор.
Оформите свой проект в соотв етствии с приведённым образцом
Шаг 19: Самооценка
Вернёмся к шагам 2, 4 и 7. Проанализировав их, можно попытаться самостоятельно дать себе оценку (табл. 1).
Если результаты, полученные в ходе , вас полностью устраивают, значит, вы смогли удачно развить идею проекта и теперь можете воплощать её в жизнь. Рекомендуем для этого использовать примерную оценку готовности к профессиональному выбору по методике (таб. 1)
Карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению
Таблица 2
Критерии и показатели | Оценка в баллах |
Жизненный план и профнамеренияЯ осознаю смысл и цель своей жизни — нечётко. Моё отношение к различным видам труда, работы — всегда положительное, хорошее. Я считаю, что профессия в жизни человека — может сделать человека счастливым На данный момент я выбрал профессию — определённо Я знаю, куда поступить после , — определённо Ваши родители — с выбором профессии согласны Что побудило вас избрать именно эту профессию — знание соответствия профессии своим возможностям. Наличие профессионального идеала — профессиональный идеал определённый (есть такой человек) |
|
Знание будущей профессии — информацияЯ знаю, как достичь успеха в выбранной мною профессии, — точно. Знание санитарно-гигиенических и экономических условий труда по избираемой профессии — точное. Знание требований избираемой профессии к человеку — точное. Наличие опыта работы по избираемой профессии — наблюдение за работой других. Наличие первоначальных профессиональных знаний — приобретаются. Знание способа приобретения профессии (я знаю, где и сколько учиться по этой професии) — точно. Знание перспектив профессионального роста (я знаю, как строится карьера специалиста по профессии) — точно |
|
Знание своих профессиональных возможностей Наличие интереса к будущей профессии — избираемая профессия соответствует профессиональному интересу. Наличие способности к избираемому виду труда (я могу доказать, что у меня есть способности к этой профессии) — способности имеются. Соответствие природных свойств нервной системы, темперамента требованиям избираемой профессии (я достаточно быстрый, оперативный, энергичный, чтобы выполнить эту работу) — не знаю. Соответствие особенностей характера требованиям избираемой профессии — соответствуют. Соответствие особенностей психических процессов (у меня достаточно развиты внимание, память, мышление, воображение и др.) требованиям избираемой профессии — не знаю. Соответствие состояния здоровья требованиям избираемой профессии — соответствует. Характер самооценки (как вы относитесь к себе) — не знаю. Наличие знаний по общеобразовательным предметам, непосредственно связанным с будущей профессией, — по этим предметам оценки «4» и «3» |
|
В итоге получилось 64 балла. Это высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению.
Шаг 20: Защита проекта
План подготовки к профессиональному выбору
Таблица 2
Мероприятия | |
1. Уточнить свои жизненные ориентации |
|
2. Приобрести опыт работы на ЭВМ, получить первоначальные профессиональные знания, обучаясь по профилю «Оператор ЭВМ» |
|
3. Уточнить соответствие свойств нервной системы требованиям избираемой профессии |
|
4. Уточнить соответствие особенностей зрительного восприятия и представления, внимания, памяти, воображения, скорости и точности движений, эмоционально-волевой устойчивости требованиям избираемой профессии |
|
5. Выяснить уровень развития самооценки |
|
6. Начать более углублённо изучать математику |
|
7. Получить профессиональную консультацию |
|
8. Совершить экскурсию в ПУ |
Используя компьютер, подготовьтесь к защите своего проекта, составив план выступления.
Источники информации, использованные при выполнении проекта
Учебник «Технология» для учащихся . Интернет-ресурсы.Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Обоснование (критерии) выбора будущей профессии государственного служащего. Выявление интересов, способностей, коммуникативных и организаторских склонностей, мотивов профессиональной направленности. Содержание деятельности, требования к будущей профессии.
реферат , добавлен 09.11.2011
Мотивация выбора профессии, вековые этапы профессионального самоопределения и факторы, влияющие на него. Семь шагов для верного выбора профессии. Исследование психологических особенностей старшеклассников и влияния рекламы на определение специальности.
курсовая работа , добавлен 04.07.2010
Понятие профессиональной пригодности, основные факторы выбора профессии. Основные требования подростков к своей будущей специальности. Психологические приёмы молодежи при выборе профессии, виды профессионального отбора. Цель жизни человека и личности.
контрольная работа , добавлен 16.01.2011
Мотивы выбора деятельности психолога. Сценарные предпосылки выбора профессии. Ранние решения как формулы поведения, формирующиеся в ответ на родительские послания. Доказательство существования связи между ранними решениями личности и ее выбором профессии.
дипломная работа , добавлен 02.02.2017
Специфика профессии "психолог". Главный принцип выбора профессии. Социограмма как метод составления схемы внутригрупповых взаимоотношений, основанный на предпочтениях членов группы. Главные особенности и специфика составления объектограммы и хронограммы.
реферат , добавлен 01.02.2012
Проблема профессионального и личного самоопределения в старшем школьном возрасте. Эмпирическое исследование личностных особенностей старшеклассников, осуществивших и не осуществивших выбор будущей профессии. Интерпретация результатов исследования.
дипломная работа , добавлен 01.05.2011
Мотивы выбора профессии. Формы влияния профессии на человека. Деформация внутренних и физических качеств человека под действием профессии. Физико-соматические признаки людей различного рода профессий. Факторы, определяющие профессиональный выбор.
реферат , добавлен 10.10.2011
Характеристика составляющих мотивации: мотива, потребности, цели, личности. Изучение профессиональной мотивации студентов первого курса гуманитарного факультета. Сравнительный анализ мотивов выбора профессии студентов-психологов и студентов-социологов.
презентация , добавлен 19.08.2013
ТЕМА УРОКА: ЦЕЛЬ: Ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования карьеры с учётом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда. ЗАДАЧИ: Обучающая РазвивающаяВоспитательнаяТип урока: освоение нового материала. Вид урока: комбинированный. Методы: кейс-метод(сжатый кейс), эвристический, беседа, дискуссия. Формы работы:фронтальная, групповая, индивидуальная.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: Сферы современного производства и профессиональное образование.
ЦЕЛЬ: Ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования карьеры с учётом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда.
ЗАДАЧИ:
Обучающая - обучить детей пониманию сущности сферы современного производства и ее составляющих, самостоятельности в выводах.
Сформировать умения для выбора оптимального варианта профессии с учётом личностных особенностей и требования рынка.
Развивающая - Развить навыки самостоятельного анализа и умения рационально выбирать профессию и планировать карьеру.
Расширить информацию о возможностях профессионального образования в современных условиях.
Воспитательная - воспитывать у обучающихся культуру работы с одноклассниками, общую культуру.
Тип урока : освоение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Методы: кейс-метод(сжатый кейс), эвристический, беседа, дискуссия.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:
- Вводная часть -2мин. Приветствие. Сообщение темы и порядка проведения урока. Выдача кейса. Объяснение правил работы с кейсом. Указание критериев оценки.
- Самостоятельная работа с кейсом в группах: Изучение нового материала и актуализация знаний-5 мин.Закрепление нового материала-25мин.Выполнение и обработка теста «Диагностика профессиональных предпочтений и построение личного профессионального плана». «Мозговой штурм»-объединение исследований со стабильностью спроса на профессию. Анализ выбора.
- Итог урока. Дискуссия-8мин.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
В ходе дискуссии, выбор лучшего варианта решения проблемы. Учитель отмечает работу в микрогруппах, анализирует результаты дискуссии. Выставляет оценки.
Объясняет домашнее задание.
Д/З: Упражнение «Плюс- минус- интересно» .Начертить таблицу и описать ситуацию. Когда вы получаете профессию и работаете по ней следующим образом:
ТЕМА УРОКА: Сферы современного производства и профессиональное образование.
ЦЕЛЬ: Ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии,разумного планирования карьеры с учётом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда.
ЗАДАЧИ:
Обучающая - обучить детей пониманию сущности сферы современного производства и ее составляющих, самостоятельности в выводах.
Сформировать умения для выбора оптимального варианта профессии с учётом личностных особенностей и требования рынка.
Развивающая - Развить навыки самостоятельного анализа и умения рационально выбирать профессию и планировать карьеру.
Расширить информацию о возможностях профессионального образования в современных условиях.
Воспитательная - воспитывать у обучающихся культуру работы с одноклассниками, общую культуру.
Выбор профессии – это ответственный этап в вашей жизни, связанный с определением направления профессионального обучения.
- Изучите материал учебной темы и выполните задания.
- Предоставьте свой вариант решения задания.
- Выслушайте точки зрения других участников.
Мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется.
Профессионально - квалификационное разделение труда (в его основе находится технологическое разделение труда) позволяет выделить профессию, специальность и квалификацию.
Слово "профессия" происходит от двух латинских слов: "professio" - официально указанное занятие, специальность и "profiteor" - Объявляю своим делом. Слово это, как, впрочем, и многие другие термины, многозначно.
Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.
Зачастую проблема выбора профессии возникает в жизни не один раз. Наиболее рано профессиональное самоопределение происходит в искусстве, наиболее поздно - в сфере политики и науке.
В каждом конкретном случае наименование профессии определяется характером и содержанием работы, применяемыми орудиями или предметами труда. Наряду с родовым понятием «профессия» существует видовое понятие «специальность».
Специальность -(лат. specialis – особенный) – это комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии.
Несколько примеров. Профессия - токарь. Специальности - токарь-затыловщик, токарь-карусельщик, токарь-полуавтоматчик, токарь-расточник, токарь-револьверщик. Профессия - машинист. Специальности - машинист паровых турбин, машинист пресса, машинист скрепера, машинист сцены и т. д. Профессия - учитель. Специальности - учитель физики, математики, химии, начальных классов и др.
Квалификация (англ. quality - качество , в смысле степень проявления достоинств) - в некоторых областях этим термином называется либо процесс оценки уровня качества, либо сами предусмотренные уровни.
Важно не путать высокую квалификацию с высшим образованием, ведь его можно получить и при этом не стать специалистом высокой квалификации.
Требования, предъявляемые профессиями к человеку.
Когда молодой человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию.
Наряду с “вечными” профессиями – строитель, врач, учитель и т.п., актуальными становятся транспортная, химическая индустрия, высокие технологии, связь, коммуникации, новые профессии на стыке традиционных, управление экономикой, социальная сфера. Одновременно для профессиональной успешности на современном этапе развития общества личностные качества, коммуникативные умения, мотивация человека на труд, готовность к непрерывному повышению своего профессионализма, к переменам приобретают большее значение, чем традиционно понимаемый объём знаний.
Показателем стабильности спроса на профессию является количество рабочих мест по той или иной специальности, имеющихся на разных предприятиях района и области. Достижение цели зависит от желания человека, целеустремленности и воли.
Основные факторы или условия выбора профессии являются аспектами обоснованного профессионального плана, в котором учтены интересы, способности, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах.
Общая структура профессионального образования в области
Профессию можно получить в различного рода учебных заведениях в зависимости от того, какой уровень профессионального образования вы выбираете:
Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим.
Начальное профессиональное образовани е – представлено лицеями, профессионально-техническими училищами, которые дают рабочую специальность.
Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена по большинству профессий исполнительного или творческого класса. Среднее профессиональное образование можно получить, имея основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессионально образование.
При этом, если человек уже имеет среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование, то получить среднее профессиональное он может по сокращенным ускоренным программам.
Высшее профессиональное образование представлено государственными и негосударственными ВУЗами. При выборе негосударственного учебного заведения необходимо проверить лицензии, аккредитации и аттестации учебного заведения. Без указанных 3-х документов диплом учебного заведения не даёт общегосударственных гарантий трудоустройства.
Где можно получить информацию о профессиональных образовательных учреждениях.
Сведения об учебных заведениях, осуществляющих профессиональное обучение, можно получить:
- в справочниках для поступающих в учебные заведения;
- в телефонных справочниках;
- в компьютерных информационно-поисковых программах в сети INTERNET;
- в рекламных объявлениях;
- в библиотеках;
- в ОППК;
- в районных центрах занятости;
- в беседах с представителями учебных заведений и преподавателями;
- при встречах с учащимися и выпускниками;
- при личных посещениях учебных заведений.
Современное производство включает в себя две крупные сферы деятельности
Границы между отраслями материального и нематериального производства условны и относительны.
Их объединяет общее назначение – служить удовлетворению потребностей людей, накоплению и совершенствованию человеческого капитала. В тесной взаимосвязи они образуют целостную структуру народного хозяйства страны, которое как живой организм не стоит на месте, а постоянно развивается и меняется в настоящее время в более короткие промежутки времени.
Всё больше людей заняты в сфере нематериального производства за счёт развития научных разработок, высоких технологий, компьютерно-информационных и телекоммуникационных систем.
ОТРАСЛЬ - совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологии и удовлетворяемых потребностей.
Город где вы живёте, также составляет структурную единицу народного хозяйства страны, в котором сосредоточены предприятия отдельных отраслей. На огромной территории России исторически отраслевое распределение неравномерно как по регионам и областям. Так и по отдельным городам.
Окончательное решение о выборе профессии каждый человек принимает самостоятельно. Существует два типа ошибок:
- следование чужим советам, выбор за компанию;
- выбор близлежащего ВУЗа или внешне привлекательной, престижной профессии;
- отсутствие существенной информации о профессии или специальности, незнание своих личных особенностей и особенностей характера и т.п.
Задание№1.Произвести тестирование « Диагностика профессиональных предпочтений и построение личного профессионального плана»(20 мин.).
Ниже попарно приведены различные профессии. В каждой паре профессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Например,
из двух профессий - поэт или психолог - вы предпочитаете первую, тогда в листе ответов вы должны поставить знак «+» в графе 42 а).
Обработка результатов.
Для определения, к какому профессиональному типу Вы относитесь , необходимо посчитать количество ответов по каждому их шести типов. Максимальное число баллов показывает преобладание определенного типа личности по классификации Дж.Голланда: 1-й столбец - реалистический тип; 2-й столбец - интеллектуальный тип; 3-й столбец - социальный тип; 4-й столбец - конвенциальный тип; 5-й столбец - предприимчивый тип; 6-й столбец - артистический тип.
Возможно, по нескольким типам Вами будет набрано одинаковое количество баллов. В данном случае говорить о сформированной профессиональной направленности преждевременно.
Опросник Д.Голланда
Инженер-технолог | Конструктор |
||
Завуч по внеклассной работе | Председатель профсоюзного комитета |
||
За | Дизайнер | Чертежник |
|
Ученый-химик | Бухгалтер |
||
Политический деятель | Писатель |
||
Повар | Наборщик |
||
Адвокат | Редактор научного журнала |
||
Воспитатель | Художник по керамике |
||
Вязальщик | Санитарный врач |
||
10а | Нотариус | Снабженец |
|
11а | Переводчик художественной литературы | Лингвист |
|
12а | Педиатр | Статистик |
|
13а | Заведующий магазином | Фотограф |
|
14а | Философ | Психиатр |
|
15а | Оператор ЭВМ | Карикатурист |
|
16а | Садовник | Метеоролог |
|
17а | Учитель | Командир отряда |
|
18а | Художник по металлу | Маляр |
|
19а | Гидролог | Ревизор |
|
20а | Заведующий хозяйством | Дирижер |
|
21а | Инженер-электронщик | Секретарь-машинистка |
|
22а | Главный зоотехник | Зоолог |
|
23а | Спортивный врач | Фельетонист |
|
24а | Водитель троллейбуса | Медсестра |
|
25а | Копировщик | Директор |
|
26а | Архитектор | Математик |
|
27а | Работник детской комнаты милиции | Счетовод |
|
28а | Председатель колхоза | Агроном-семеновод |
|
29а | Биолог | Офтальмолог |
|
ЗОа | Архивариус | Скульптор |
|
31а | Стенографист | Логопед |
|
32а | Экономист | Заведующий магазином |
|
ЗЗа | Научный работник музея | Консультант |
|
34а | Корректор | Критик |
|
ЗЗа | Радиооператор | Специалист по ядерной физике |
|
Зба | Врач | Дипломат |
|
37а | Актер | Телеоператор |
|
38а | Археолог | Эксперт |
|
39а | Закройщик-модельер | Декоратор |
|
40а | Часовой мастер | Монтажник |
|
41а | Режиссер | Ученый |
|
42а | Психолог | Поэт |
Бланк для ответов
Тип личности |
|||||
За |
|||||
10а | На |
||||
12а | 13а | ||||
14а | 15а | ||||
16а | 17а | 18а |
|||
19а | 20а | ||||
21а | 1 22^а | ||||
23а | |||||
24а | 25а | 26а |
|||
27а | 28а | ||||
29а | ЗОа | ||||
31а | 32а | ||||
ЗЗа | 34а | ||||
35а | Зба | 37а |
|||
38а | 39а | ||||
40а | 41а | ||||
42а |
Реалистический тип (R) – предпочитает реалистические карьеры, работу с какими-то конкретными объектами труда и механизмами более чем с людьми. Обладает механическими и инженерными способностями, любит работать с инструментами и машинами, получает удовлетворение от конкретных результатов своего труда. Управленческие навыки и навыки общения с людьми, как правило, низки. Испытывает трудности в выражении себя, донесения своих чувств и мыслей до других.
Исследовательский тип (I) – ориентирован на науку и научную активность. Обладает математическими и исследовательскими способностями. Получает больше удовлетворения от решения абстрактных проблем, чем перевода их в практическое действие. Предпочитает больше работать с идеями, чем с людьми и предметами. Не расположен к лидерству, избегает монотонных физических или иных действий. Не ощущает дискомфорта в ситуации неопределённости и не любит строго структурированную деятельность с множеством правил.
Артистический тип (А) – предпочитает работать в артистической среде, которая предлагает много возможностей для самовыражения через художественные средства. Проявляют незначительный интерес к проблемам, которые требуют серьезной организационной подготовки для их решения, или применения значительных усилий, предпочитая те, которые могут быть решены через самовыражение в артистической сфере. Наслаждается созданием творческих работ, имеет хорошее воображение, творческие способности.
Социальный тип (S) – предпочитает социальные карьеры, ориентирован на взаимодействие с людьми, любит помогать людям, решать их проблемы. Хорошо самовыражается и выражает себя с другими, любит внимание и ищет ситуации, позволяющие ему быть в центре внимания группы. Избегает деятельности, где нужны механические повторяющиеся действия.
Предпринимательский тип (Е) – деятельность, связанная с влиянием на людей, организация их на решение определённых задач. Обладают лидерскими и ораторскими речевыми способностями. Ориентированы на соперничество, часто демонстрируют словесную агрессию. Получают удовлетворение от возможности быть в центре внимания, событий, убеждать других в своей точке зрения. Высокие притязания на власть и материальное богатство. Весьма ценят лидерские и экономические способности, деловые качества, эстетически слабо развиты.
Традиционный тип (Е) – предпочитает работать с данными и сведениями, вести работу по переработке и систематизации информации. Склонен к порядку, стремится упорядочить и структурировать окружающую действительность. Избегает сфер деятельности, связанных с убеждением людей. Чувствует себя комфортно, принимая роль участника определенной структуры. Обладает счётными и конторскими способностями.
Задание№2. «Мозговой штурм»(5 мин.) Согласно выбранному профессиональному типу, укажите возможные варианты профессий и определите наиболее стабильную на рынке труда. Обоснуйте свой выбор.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:
- Дайте определение понятиям: профессия, специальность, квалификация, отрасль.
- Какие сферы включает в себя современное производство?
- Как определить для себя сферу профессиональной деятельности, которая была бы полезна обществу и принесла бы вам материальное и духовное удовлетворение?
- Какие из отраслей развиваются наиболее динамично?
- Какие профессии и специальности будут востребованы к моменту вашего вступления в трудовую жизнь?
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
1.Профессиональное грамотное решение проблемы-10б
2.Краткость и чёткость изложения теоретической части решения проблемы-10б.
3.Качество графической части оформления решения проблемы-10.
4.Этика ведения дискуссии-5б.
5.Быстрота выполнения задания-5б.
40б-5 «отлично»
30б-4 «хорошо»
20б-3 «удовлетворительно»
10б-2 «неудовлетворительно»